МДОБУ «Центр развития ребенка - детский сад №105 Лесозаводского городского округа»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной культуры

Модели духовно-нравственного воспитания средствами традиционной культуры

Приказ от 27.025.2022 г. № 69/12 О присвоении дошкольным образовательным организациям статуса инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России»

a48fd2de3363cd6554a7571910e406d4.jpg


Научно-консультативное сопровождение площадкиТеплова Анна Борисовна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»



Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность

Духовно-нравственное воспитание дошкольников сегодня часто носит несистемный характер, опираясь на спонтанно возникающие методики и технологии. Психолого-педагогические знания и опыт воспитания, которые хранит традиционная культура, могут стать фундаментом современной педагогической практики.

Причем актуальными для практики образования оказываются не собственно этнографические составляющие традиционной культуры, но те воспитывающие и антропологические смыслы, на которые она опирается. Утрата этих смыслов сегодня приводит к серьезным социо-культурным последствиям.

Объект исследования

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Предмет исследования

Традиционная культура как средство воспитания дошкольников

Гипотеза исследования

Традиционная культура через родовую укоренённость, преемственность, особую внимательность к различению добра и зла, и направленность жизни на добро, уважение к мнению и традициям отцов, постоянное сопряжение своей деятельности с вертикалью духовной жизни создаёт условия для развития духовно-нравственной личности.

Инновационный ресурс традиции в ее содержании, в методах и технологиях, в личностно-ориентированном подходе.

Цель и задачи исследования

Цель исследования – раскрыть и использовать ресурс традиционной культуры в духовно-нравственном развитии ребенка дошкольника.

Задачи
- определить воспитательные возможности, заложенные в средствах народной педагогики;
- выявить ценности и смыслы, которые традиционная культура способна передать ребенку;
- соотнести ценности и смыслы традиционной культуры с ценностным полем современного духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- определить и апробировать формы осмысленной педагогической деятельности, которые они инициируют.

Тема исследования

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной культуры.

Направления экспериментальной работы

- Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях праздничной культуры народа;
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами материнского фольклора;
- создания этнокультурной образовательной среды как со-бытийной общности, детско-взрослой, ровеснической и разновозрастной.

Перспективный план инновационной деятельности (по этапам)

  1. Определение исходных позиций и разработка понятийного аппарата исследования (февраль-март 2022 г.)
  2. Анализ представленных направлений практической работы по ДНВ дошкольников (апрель 2022 г.)
  3. Опытно-экспериментальная работа (май 2022 г. – январь 2023 )
  4. Разработка моделей духовно-нравственного и патриотического воспитания детей (февраль 2023 г.)
  5. Корректировка образовательных программ инновационных площадок (март-апрель 2023 г.)
  6. Опытно-экспериментальная деятельность (май-июнь 2023 г.)
  7. Оформление результатов исследования (август 2023 г.)
14 июля 2022 в 03:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.